Переделка сгоревшего электроинструмента – довольно востребованная тема. Вот и сегодня в нашей рубрике «Истории» мы хотим предложить читателю ещё один вариант, который позволит не выбрасывать старые агрегаты, а постараться использовать их с максимальной пользой. В своём обзоре Михаил Добровольский расскажет о том, как он использовал запчасти от сгоревшей болгарки для изготовления заточного станка.

Как-то попалась мне на глаза старая болгарка, двигатель которой сгорел ещё года три назад, а выкинуть её было жалко. Именно тогда я вспомнил о том, что в запасе у меня имеется электродвигатель, произведённый ещё во времена Советов. Немного поразмыслив, я понял, что из деталей болгарки, если их совместить с мотором, может получиться неплохой заточной станок. В ближайшие выходные я и приступил к работе, о которой и хочу сейчас рассказать.

Заточной станок из неисправной болгарки
Вот такое плачевное зрелище представляла собой болгарка

Разборка болгарки и её подготовка к дальнейшим работам

На первый взгляд угловая шлифовальная машина представляла жалкое зрелище. Период, проведённый в не слишком сухом гараже, естественно, благоприятно на ней не сказался. Но свободного времени у меня хватало, а потому было решено разобрать УШМ и проверить необходимые узлы агрегата.

Первым делом предстояло открутить заднюю крышку и отсоединить провода питания электродвигателя болгарки. Здесь ничего сложного нет, достаточно вывернуть 4 винта и перекусить жилы.

Задняя крышка снимается очень легко
Задняя крышка снимается очень легко

Далее были выкручены винты, фиксирующие редуктор на корпусе электродвигателя болгарки, после чего он был полностью снят вместе с якорем. Именно его обмотка и сгорела в своё время. Сам статор в пластмассовом корпусе был отложен до лучших времён в ожидании новой переделки (возможно, что снова на пару лет).

Можно увидеть, что якорь уже никуда не годится
Можно увидеть, что якорь уже никуда не годится

Теперь предстояло разобрать редуктор, открутив верхнюю часть. Вот здесь с фиксирующими винтами пришлось помучиться – от времени они прикипели. На помощь пришло классическое средство – «WD-40». Оно прекрасно отъедает ржавчину.

Внутри редуктора даже ещё оставалась смазка
Внутри редуктора даже ещё оставалась смазка

А вот для того, чтобы открутить центральный болт, который фиксирует малую шестерню редуктора на якоре, были приложены определённые усилия. Если кто-то из вас соберётся выполнить такую переделку, советую запастись качественными торцевыми ключами. Рожковый просто сорвёт грани болта, после чего отвернуть его будет значительно сложнее.

Шестерня с якоря откручивается с большим трудом
Шестерня с якоря откручивается с большим трудом

На этом этапе имеет смысл удалить старую смазку из редуктора. При сборке можно будет заполнить его свежим солидолом или литолом.

Подготовка двигателя к установке на него редуктора

Для небольших работ особо мощного и высокоскоростного электродвигателя не требуется. В моём случае был выбран агрегат со следующими показателями:

  • мощность – 80 Вт;
  • скорость – 1390 об/мин;
  • питание – 220/380 В;
  • год производства – 1989.

Как ни странно, несмотря на внушительный возраст, двигатель был полностью работоспособен. Требовалась лишь небольшая его доработка – на валу нужно было зафиксировать малую шестерню редуктора. Для этого по центру было высверлено отверстие, в котором я нарезал резьбу под болт.

Этот старичок ещё послужит не один год
Этот старичок ещё послужит не один год

Электрооборудование, необходимое для подключения двигателя к сети

В моём случае планировалось подключение к сети 220 В, а посему был необходим конденсатор. По правилам для запуска двигателя к однофазной сети требуется 10 мкф на 100 Вт мощности. Я нашёл в гараже конденсаторы по 3,9 мкф =10%. Поэтому я взял два бочонка, в сумме как раз и получилось почти 8 мкф, которые подключил параллельно.

Также был использован провод от обычной настенной лампы с выключателем.

Соединённые параллельно конденсаторы, готовые к подключению
Соединённые параллельно конденсаторы, готовые к подключению

Монтаж схемы питания двигателя

Здесь следует обратить внимание, чтобы провода к контактной планке, а также подсоединения в ней были выполнены правильно. Подключение электродвигателя производится в «треугольник». Коммутацию звездой использовать не стоит. Попробуем пошагово понять, как выполнить эту работу.

  1. Первый провод от двигателя идёт на один из двух (любой) контактов конденсаторов.
  2. Следующую жилу соединяем со вторым контактом на конденсаторах.
  3. Питание было подано на третий провод (фаза) и любой из контактов бочонков (ноль). Но фазировка здесь не принципиальна, ведь неизвестно, как будет включена вилка в розетку в тот или иной момент.
Двигатель подключен и готов к работе
Двигатель подключен и готов к работе

Сборка заточного станка

Теперь мне было необходимо закрепить редуктор на двигателе. Для этого я использовал длинные шпильки с гайками, которые были поведены через весь корпус к крыльчатке охлаждения. Обычно в маломощных двигателях есть пустоты  между статором и внешней стенкой. Именно они и были мною использованы.

Фиксируем редуктор на двигателе при помощи шпилек с гайками
Фиксируем редуктор на двигателе при помощи шпилек с гайками

Заполнив редуктор смазкой, я закрыл верхнюю крышку и протянул болты. Теперь можно было устанавливать обычный шлифовальный круг от болгарки и фиксировать его родной гайкой, что и было сделано.

Последний штрих: закрываем крышку редуктора
Последний штрих: закрываем крышку редуктора

Проверка заточного станка в домашних условиях

Когда диск на угловую шлифовальную машину был установлен, я произвёл проверку её работоспособности. Конечно, обороты никак не соответствовали тем, которые заявлены на двигателе, но это и неудивительно. Причиной снижения их количества стал редуктор. Но их вполне хватило для заточки ножей. При этом на малых оборотах гарантировано отсутствие перегрева металла, что часто случается, особенно при работе с тонкими заготовками. Этот заточный станок занял теперь уже законное место в кладовке. Уверен, что использоваться он будет часто.

Первый запуск и заточка ножа прошла «на ура»
Первый запуск и заточка ножа прошла «на ура»

Подводя итоги

Для того чтобы выполнить все работы по изготовлению заточного станка из болгарки, у меня ушло не более двух часов. При этом, на всю переделку я не потратил ни копейки. Конечно, если под рукой нет подходящего двигателя, затевать такую работу не стоит – цена будет достаточно высокой. Если же электромотор имеется, вполне можно занять себя в выходной день. Да и заточный станок для квартиры не помешает.

Буду очень рад, если изложенная мной информация будет полезна кому-то из читателей. Если статья понравилась, ставьте «лайк». В случае возникновения вопросов излагайте их в обсуждениях ниже. Там же можно написать, какие переделки угловой шлифовальной машины вы выполняли сами – будет интересно об этом узнать. Все отзывы мною отслеживаются, постараюсь отвечать на них как можно быстрее.

Редакция Homius приглашает домашних мастеров и умельцев стать соавторами рубрики «Истории». Полезные рассказы от первого лица будут опубликованы на страницах нашего онлайн-журнала.

ФОТО: Михаил Добровольский

Предыдущая
ИСТОРИИОтделка стен в ванной пластиковыми панелями за 1 день
Следующая
ИСТОРИИЛетний душ на дачу из старого поддона: мастер-класс от читателя Homius