Как бы добротно ни был красив дом в частном секторе, наспех сколоченные ступеньки к порогу могут полностью испортить впечатление о нём. Именно поэтому в деревнях и сёлах исстари уделяли особое внимание не только внешнему виду, но и прочности ступеней. И сегодня мы не смогли обойти стороной рассказ автора YouTube-канала «Строим для себя» Константина, который предложил свой вариант строительства крыльца своими руками, которое старики часто называют «лицом» дома.

Крыльцо частного дома своими руками
Нехорошо, если через год крыльцо станет таким
ФОТО: twitter.com

Немного общей информации и некоторые нюансы возведения крыльца

Многие не обращают должного внимания на прочность лестницы, ведущей к дому, делая упор только на внешний вид, и совершенно зря. Возможно, сегодняшний рассказ поможет им поменять мнение. Хотя, каждый волен думать так, как ему заблагорассудится.

Крыльцо – это не просто ступеньки. Скорее, это чётко вымеренное инженерное сооружение. Ведь от высоты и глубины ступеней будет зависеть, насколько удобно по ним будет подниматься. Для уличной лесенки оптимальным будет размер 130×300 мм. При этом, не стоит устанавливать плоскость под наклоном как внутрь, так и наружу. Зимой подобное упущение может привести к печальным последствиям.

Начинается работа по строительству крыльца своими руками с чёткой разметки. При этом, если фундамент закрыт утеплителем, убирать его не нужно. Наоборот, лучше добавить его там, где ступени будут подниматься выше него. К примеру, пенополистирол будет прекрасно справляться с ролью демпфера.

Разметка наносится прямо поверх утеплителя
Разметка наносится прямо поверх утеплителя
ФОТО: youtube.com

С чего следует начать строительство крыльца

Рассмотрим простую бетонную лесенку к дому, без всяких излишеств. Для того, чтобы его построить, необходимо смонтировать опалубку. Но отходы деревообработки здесь не подойдут. В подобной роли неплохо зарекомендовал себя такой материал, как ОСБ (ОСП). Из него нужно вырезать внешнюю сторону ступеней по заданным размерам, а после укрепить снаружи деревянными досками и брусом. С этой работой поможет справиться ручная циркулярная пила.

Желательно, чтобы внешняя стенка имела минимум соединений
Желательно, чтобы внешняя стенка имела минимум соединений
ФОТО: youtube.com

Монтаж фундамента будущего крыльца

Если снаружи не собрать прочный каркас, то масса бетона попросту выдавит опалубку. Поэтому, помимо продольных и поперечных рёбер необходимо установить укосины, которые будут упираться в землю. Весь фундамент выравнивается по заранее сделанной разметке, доски скрепляются между собой саморезами, а под укосины в грунт вбиваются клинья. Продольная нижняя доска дополнительно фиксируется кусками арматуры, вколоченными в землю.

Рёбра жёсткости должны надёжно зафиксировать фундамент
Рёбра жёсткости должны надёжно зафиксировать фундамент
ФОТО: youtube.com

Те же действия производятся и с подъёмами ступеней, при этом, каждый элемент проверяется при помощи монтажного уровня. Отклонения здесь не допускаются. Примыкающий к стене край досок на данном этапе можно уложить на утеплитель. Главное, чтобы не было отклонений от горизонта.

Фундамент подъёмов ступеней выставляется по лазерному или пузырьковому уровню
Фундамент подъёмов ступеней выставляется по лазерному или пузырьковому уровню
ФОТО: youtube.com

Все подъёмы необходимо закрепить поперечинами, которые фиксируются к опалубке ступеней саморезами, а нижней частью упираются в грунт. Здесь также необходимо вбить в землю колья для дополнительного упора. На этом работу с деревянной опалубкой можно считать законченной.

Поперечные рёбра жёсткости необходимы, иначе бетон выдавит подъёмы ступеней
Поперечные рёбра жёсткости необходимы, иначе бетон выдавит подъёмы ступеней
ФОТО: youtube.com

Армирование крыльца изнутри: некоторые хитрости

Арматурный каркас внутри опалубки обязателен. Если прут необходимо изогнуть под прямым углом, можно воспользоваться двумя трубами. Одна из них прижимается к земле ногами, а вторая поднимается под углом. В результате, арматура изгибается в нужном месте. Сначала монтируется каркас по периметру. Лучше, если пруты будут цельными. При отсутствии таковых, соединение и связывание производится внахлёст. Арматура не должна лежать на земле. Её нужно поднять на 4-5 см, подложив что-либо под низ.

Соединения отдельных прутов производится только внахлёст
Соединения отдельных прутов производится только внахлёст
ФОТО: youtube.com

Для удобства стоит сделать крючок из обычного гвоздя, длиной 100-1500 мм. Если его зажать в патроне шуруповёрта, вязать арматуру будет значительно проще.

Вязальный крючок из гвоздя и шуруповёрт прекрасно справляются с задачей
Вязальный крючок из гвоздя и шуруповёрт прекрасно справляются с задачей
ФОТО: youtube.com

Подобным образом вяжется и арматура основного каркаса.

Уменьшение затрат бетона при заливке крыльца

По окончании строительства часто остаётся некоторое количество шлако- или пеноблоков. Их можно использовать для экономии средств. Блоки следует уложить внутрь каркаса, но делать это нужно так, чтобы они не касались арматуры.

Блоки укладываются между прутьями каркаса
Блоки укладываются между прутьями каркаса
ФОТО: youtube.com

Внутри крыльцо можно заполнить подобным стройматериалом на 60-70%, но с обязательными пустотами между блоками, чтобы туда мог свободно проникнуть бетон. Перед выгрузкой раствора (если использовался газобетон) их следует тщательно пролить водой во избежание их всплытия при заливке. Хотя такая опасность и минимальна, но лучше перестраховаться.

Блоки из газобетона лучше пролить водой из шланга
Блоки из газобетона лучше пролить водой из шланга
ФОТО: youtube.com

Перед подачей бетона сверху следует уложить обычную дорожную сетку. Это дополнительное армирование. К тому же, при отсутствии глубинного вибратора она поможет частично протрясти раствор. В противном случае, множественных пустот не избежать. Сетка, как и арматура, не должна касаться уложенных блоков.

Между сеткой и блоками прокладываются небольшие камешки
Между сеткой и блоками прокладываются небольшие камешки
ФОТО: youtube.com

Заливка крыльца, растаскивание и разравнивание бетона

Подаваемый из машины бетон удобнее всего разравнивать и двигать в нужном направлении не лопатой, а обычной садовой мотыгой (тяпкой). Как раз именно ею можно потрясти уложенную поверх блоков сетку, что обеспечит некоторую вибрацию. Конечно, со специальным оборудованием подобную тряску не сравнить, но «лучше так, чем совсем никак», как говаривал один персонаж.

Мотыга идеально подходит для растаскивания бетона
Мотыга идеально подходит для растаскивания бетона
ФОТО: youtube.com

Финальные штрихи заливки ступеней, разглаживание поверхности, разбор опалубки

Для того, чтобы разгладить большую площадку, можно использовать длинное правило, а вот со ступенями всё гораздо проще. Здесь достаточно обычного строительного мастерка. Но прежде чем разровнять ступени, нужно не забыть утопить вдоль подъёма по углу пруты арматуры. В целом, крыльцо, взятое для примера, можно залить и разгладить примерно за час-полтора.

Торчащая из ступени арматура смущать не должна – там будет столб, поддерживающий козырёк
Торчащая из ступени арматура смущать не должна – там будет столб, поддерживающий козырёк
ФОТО: youtube.com

С разборкой опалубки торопиться не стоит. Её можно убрать через пару-тройку недель. При этом, первые несколько дней бетон нужно периодически поливать водой. Так он станет крепче и не потрескается.

Постоянное поддержание влажности способствует прочности бетона
Постоянное поддержание влажности способствует прочности бетона
ФОТО: youtube.com

Заключительная часть

Многие скажут, что при таком подходе к строительству крыльца для частного дома будут слишком большие затраты бетона, а значит, и средств. На самом деле всё не так. Львиную долю объёма «съели» блоки. Зато сейчас можно не сомневаться, что построенное таким образом «лицо дома» простоит не меньше, чем само жилище. А лестница при правильной отделке ещё и будет радовать внешним видом.

Надеемся, что сегодняшняя инструкция поможет кому-либо из начинающих домашних мастеров. Все вопросы, мнения и отзывы можно оставить в комментариях ниже. А если статья понравилась, не забудьте её оценить.

Редакция Homius приглашает домашних мастеров и умельцев стать соавторами рубрики «Истории». Полезные рассказы от первого лица будут опубликованы на страницах нашего онлайн-журнала.

ФОТО: YouTube-канал «Строим для себя»

Предыдущая
ИСТОРИИКрасивейший декор из обрезков досок: копеечное чудо своими руками
Следующая
ИСТОРИИМужику на заметку: торцевая пила из детали велосипеда своими руками