Не все, но многие семьи имеют возможность создать для своих детей относительно автономное жизненное пространство. В многокомнатной квартире детям выделяется отдельная комната – «детская». Требования, которые необходимо удовлетворить, обустраивая детскую комнату, многообразны по количеству, а иногда и противоречивы по сути. Но всё равно они должны быть выполнены.
Содержание статьи
Особенность проблемы
Исходить надо из того, что ребёнок в любом возрасте ─ тоже полноценная личность со своими достоинствами и недостатками, интересами и привычками, капризами и умениями. Ребёнку надо расти, приобретать знания, привыкать к самостоятельным решениям и действиям. Его жизненное пространство — детская комната – должно ему в этом способствовать. Ребёнок растёт, и его требования и интересы меняются со временем. И его пространство должно всё время ему соответствовать, не отставая от изменившихся условий. В своей комнате ребёнку должно быть уютно и комфортно. И как можно меньше запретов – то нельзя, другое не делай.
Ещё одна существенная особенность детской комнаты – детей может быть больше, чем один, дети могут быть разного возраста, а иногда и разного пола.
Учёт перспектив
Начиная работу по обустройству детской, надо всё время иметь в виду, что ребёнок будет в этой комнате расти – и духовно, и физически, в размерах. Люльку придётся заменять на кроватку, а потом и на полноразмерную кровать, пелёнки ─ на солидный матрац. Малышёвым игрушкам на смену придут более солидные, мебель придётся менять соответственно изменившемуся росту и желаемому новому функционалу. А в комнате может появиться и второй, и даже третий житель. Для них тоже надо предусмотреть возможность комфортного размещения.
Стартовый интерьер комнаты должен учитывать эти возможные изменения.
Учёт возраста и пола
Чем старше становится ребёнок, тем больше у него требований, и тем разнообразней они становятся. Интерьер комнаты должен позволять родителям безболезненно принимать правильные решения. И ещё родители должны учитывать пол ребёнка. С возрастом расхождение интересов у мальчиков и девочек увеличивается.
Зонирование
Грамотный подход к проблеме удовлетворения разнообразных потребностей и интересов на ограниченной площади и в ограниченном объёме предполагает разбиение комнаты на множество различных зон. Это не означает, что зоны должны быть разделены физическими перегородками. Минимальные изменения в размещении мебели и оборудования обеспечивают переход от одного вида деятельности к другому.
Но некоторые функции чётко привязываются к постоянным местам:
- спальное место постоянное;
- стационарное оборудование для физкультуры годами стоит на одном месте;
- стол для работы и занятий тоже не передвигается каждый день.
Но всё-таки разбивка на зоны условная, во время игр, особенно с друзьями, функционально-ориентированные зоны могут участвовать в выполнении и не своих функций. Смысл зонирования – обеспечить ребёнку возможность лёгкого перехода от одного вида деятельности к другому.
Функции зон
Каждая зона нацелена на выполнение какой-то укрупнённой функции – сон, занятия, игра.
Учебная зона
Зона учёбы должна с самого раннего возраста приучать ребёнка к серьёзному отношению к занятиям и не отвлекать посторонними вещами. Там находятся стол, стул, письменные принадлежности, бумага, нужные книги.
Физкультурная зона
Для детей, особенно для мальчишек, обязательно наличие спортивного уголка. Сейчас в продаже много интересных комнатных физкультурных комплексов. На одной сборно-разборной конструкции стоечного типа подвешиваются канат, верёвочная лестница, кольца, трапеция, скалодром, натяжные сетки. У детей к этому агрегату неослабевающий интерес сохраняется годами. Места по площади это устройство занимает немного (не более 2 м2), а объём от пола до потолка использует очень эффективно. Увлекаясь спортивными играми, дети дают возможность родителям заняться своими делами.
Игровая зона
Для малышей это самая привлекательная зона. В ней они проводят всё свободное от сна и еды время.
Статья по теме:
Спортивный уголок для детей в квартиру. В статье мы подробно рассмотрим для чего необходим уголок, варианты конструкций, на что обратить внимание при выборе конструкции для детей разного возраста, как сделать самостоятельно.
Зона рисования
Одно из самых любимых занятий всех детей – это рисование. Ребёнку нужен стол, где он может расположиться с бумагой, цветными фломастерами и красками. Это место может находиться в учебной зоне. А ещё можно выделить ребёнку большую плоскость для рисования.
Зона для поделок
В этой же зоне на том же столе можно заниматься и сборкой моделей из конструкторов. Просто в нужные ящики требуется убрать рисовальные принадлежности, а из других ящиков ─ вытащить конструктор.
Зона театральных представлений
Дети в определённом возрасте любят устраивать представления. Можно для этого увлечения выделить какой-либо угол комнаты и повесить там занавес.
Место для сна
А вот к месту для сна следует подойти со всей серьёзностью. Место должно быть уютным. Детям нравится, когда над ними невысокий потолок. Можно спальное место малыша оснастить балдахином, шторками, создать стилизованную палатку или шатёр. И конечно, меньше должно быть постороннего шума.
Декор и дизайн
Существует по крайней мере два подхода к решению дизайнерских задач – следовать моде или следовать здравому смыслу и своему пониманию проблемы.
Детская комната должна быть раскрашена ярко и броско. На стенах следует размещать крупные рисунки и орнаменты. Маленькие дети плохо воспринимают мелкие изображения, у них ещё только формируется зрение. Для развития художественного вкуса рекомендуется использовать сочные радостные цвета. Цвета подбираются в соответствии с темпераментом ребёнка, для холериков и сангвиников нужны тёплые, а для флегматиков и меланхоликов ─ холодные оттенки. Цветом можно выделять функциональные зоны в комнате.
Свет
Проектируя детскую комнату, следует продумать несколько сценариев её освещения. Естественного света должно быть как можно больше. А искусственный свет следует сделать разнообразным. Ребёнок должен иметь возможность по своему желанию менять интенсивность, цвет и размещение источников света, включать те светильники, которые ему именно сейчас хочется. Для зрения ребёнка полезна смена интенсивности, цвета и температуры освещения. И к тому же ребёнок привыкает сам принимать решения и выполнять их. Это должно быть обеспечено соответствующей техникой – в комнате должны быть установлены светильники различной мощности и цвета.
Мебель и оборудование
Отделка комнаты и мебель должны выбираться в соответствии с возрастом и полом ребенка. При отделке нужно рационально использовать пространство вверху – это и более эффективное использование объёма комнаты, и удовольствие для ребёнка – можно забираться высоко.
Отделочные материалы должны быть прочные, безопасные и моющиеся. Для этого годится латексная краска, моющиеся обои, грифельная и магнитная краски. Можно использовать фотообои. Текстильные изделия должны быть из натуральных тканей, легко сниматься для стирки.
Крупные яркие детали в отделке тренируют у ребёнка координацию движений, память, умение систематизировать. В спальной зоне контрастов должно быть по минимуму.
Нестандартное применение привычных предметов обихода стимулирует у ребёнка привычку к нестандартному мышлению. Очень увлекательно для детей делать полезные вещи своими руками.
Статья по теме:
Мебель в детскую для девочки: основные правила выбора, материалы, эргономика и подбор цветового решения, выбор мебели, организация пространства для детей разного возраста, отечественные производители детской и молодежной мебели — в нашей публикации.
Удобство и практичность
В детской комнате не следует укладывать ковры с высоким ворсом. Это сборники пыли и источники аллергенов. Хорошо применить деревянное или пробковое напольное покрытие или высококачественный ламинат. Коврики в комнате должны быть нескользящими.
Натяжные потолки в детской не рекомендуются. Дети всё время что-нибудь кидают в разные стороны, натяжной потолок легко повредить. Потолок следует покрасить латексной краской.
Статья по теме:
Мягкий пол для детских комнат. В нашем обзоре мы рассмотрим разновидности пола, его преимущества перед другими вариантами, зонирование и грамотное размещение, пошаговый монтаж мягких пазлов, правильную эксплуатацию и полезные советы специалистов.
Мальчики и девочки
Оборудование комнаты должно учитывать пол ребёнка. Мальчики увлекаются машинками, оружием. Им можно обустроить место для автогонок или стрельбы из детского лука.
Девочке надо организовать домашний «салон красоты». Ей вскоре потребуется красивое зеркало и тумбочка для хранения своих ценных безделушек.
Если комната для двух детей одна, то её можно разделить перегородкой.
Безопасность
Очень важный вопрос, который обязательно надо решать даже за счёт других проблем, это безопасность ребёнка в своей комнате. Дверь из комнаты ни в коем случае не должна самопроизвольно захлопнуться. Замки на окнах должны быть недоступны ребёнку для открывания. Можно даже на окна в детской поставить изящные, но высокопрочные силиконовые решётки. Электроприборы ─ только в защищённом исполнении. Розетки должны быть недоступны ребёнку. Проводка ─ обязательно скрытая или в защищённых коробах.
В комнате не должно быть острых углов. Всякие украшения, которые можно откусить, оторвать, отковырять ребёнок обязательно откусит, оторвёт, отковыряет. Это надо учитывать. Бьющихся стеклянных изделий в комнате быть не должно. Все применяемые отделочные материалы должны быть экологически безопасными.
Организация переделок и развития
Детская комната будет непрерывно изменяться вместе с ростом и развитием ребёнка. Хорошо, если изменения были предусмотрены заранее. Какую-то мебель придётся менять обязательно. Чтобы ребёнку эти изменения нравились, желательно привлекать его к обсуждению предстоящих перемен и к выбору новых для его комнаты предметов и планировки. Он должен быть полноправным, а то и главным инициатором всех усовершенствований.
Заключение
Хорошо, когда у ребёнка есть своя комната. И очень хорошо, когда она оборудована со вкусом, с пониманием интересов ребёнка и с пользой для его всестороннего развития.
Предыдущая