Приобретение и установка новых радиаторов отопления при производстве ремонта – дело очень затратное. Поэтому многие ограничиваются обычной окраской, что может не очень хорошо сказаться на общем интерьере. Идея Мальцева Евгения Викторовича из Владивостока, ознакомиться с которой мы предлагаем в нашей рубрике, проста. Однако именно подобный подход может помочь решить проблему со старыми радиаторами.

Многие отказываются от замены старых радиаторов на новые по причине отсутствия средств. В моём случае получилось иначе. Несмотря на то, что радиаторы в квартире имели плачевный вид, меня вполне устраивала их теплоотдача. Поэтому их было решено просто обновить, придав нормальный вид. Однако одной покраской я решил не обходиться. В результате, при помощи старого карниза, мне удалось изменить дизайн радиаторов. О том, как производились работы, и что в итоге получилось, я и хочу вам сегодня рассказать.

Реставрация старого радиатора отопления
Вот так изначально выглядел мой старый радиатор отопления

Шаг первый: с чего всё начиналось

Когда я решил приступить к реставрации батареи, ремонт в квартире был полностью закончен. Изначально планировалась обычная покраска, но после того, как завершилась отделка, стало ясно, что одной эмалью здесь делу не поможешь. Главной задачей для меня было придать радиатору вид совершенно нового, не вкладывая при этом лишних средств. Единственное, что я приобрёл – это металлическую сетку, которая часто используется для декора бамперов и обвесов автомобилей. Её можно купить на любом рынке или в магазине автозапчастей.

Единственное, о чём я пожалел во время работы по восстановлению старого радиатора, что не приобрёл большее количество металлической сетки, но идти снова до авторынка, когда я уже начал реставрацию, не хотелось. Немного позже я ещё остановлюсь на том, почему мне её нужно было больше.

Металлический профиль, который я использовал, остался от сломанного карниза. Пластиковые крепления на нём начали трескаться, да и шторы уже закрывались «со скрипом», поэтому его было решено выбросить. Но, как и всегда в России, возникла мысль, что именно эта деталь ещё может послужить, а потому она отправилась в гараж дожидаться своего часа. И, как это ни удивительно, дождалась. Здесь эта деталь карниза оказалась очень кстати. Для наглядности, на фото ниже я разместил всё необходимое для реставрации поверх радиатора.

Вот и всё, что потребуется для изменения облика старого радиатора
Вот и всё, что потребуется для изменения облика старого радиатора

Что касается инструмента, то и здесь необходим лишь минимум – плоскогубцы и ножницы по металлу. Ну и, естественно, рулетку. Хотя здесь подойдёт метровая металлическая линейка. Ею работать будет даже удобнее за счёт наличия прямого угла.

Шаг второй: приступаем к разборке и чистке старого радиатора

Для начала было необходимо демонтировать с радиатора все снимающиеся части. Среди них оказались лишь 2 продольных профиля и пластина, находящаяся внутри. Изначально она служила для того, чтобы уменьшить поток тёплого воздуха, поднимающийся от батареи, но я подумал, что подобная функция, в общем-то, ни к чему. Её я решил вовсе не ставить, ведь за время моего проживания я ни разу ею не пользовался. Заслонка всегда находилась в открытом состоянии. Тем более, в нашем районе несколько лет тому назад построили несколько мини-котельных, которые сами регулируют подачу тепла, увеличивая или уменьшая её, в зависимости от температуры воздуха на улице.

После того, как всё, что можно было, я вытащил, пришлось поработать пылесосом и спицей, вытягивая из промежутков между пластинами скопившуюся за годы эксплуатации пыль и грязь. Эта работа много времени не заняла.

Пластина ещё на месте, но скоро будет демонтирована
Пластина ещё на месте, но скоро будет демонтирована

Шаг третий: подготовка корпуса радиатора к кардинальным изменениям

Не знаю, по какой причине случается подобное, но где бы я не увидел подобные радиаторы, все они имеют одну схожую черту – посадочные места продольных профилей выгнуты в различных вариациях. Создаётся впечатление, что при уборке профили вытаскиваются, а после никто даже не думает их установить как положено, а просто забивают как попало. Для меня это странно. Понимаю, что подобное возможно в организациях, где уборщице без разницы, как это выглядит. Но в собственной квартире так поступать нельзя. Но, не будем отступать от темы.

Боковины были приведены в первоначальное состояние при помощи плоскогубцев.

Такие недостатки нужно обязательно исправить
Такие недостатки нужно обязательно исправить

Ещё одной проблемой стала загнутая верхняя часть переднего экрана. Она была слишком толстой, что препятствовало использованию в изменении её внешнего вида профиля от карниза. Но и такая проблема легко разрешима. При помощи тех же пассатижей я сдавил её по всей длине. После этого она влезла в профиль, хотя и не без труда. Но плотность была мне только на руку.

Плоскогубцами сдавливаем верхнюю часть экрана, чтобы она стала тоньше
Плоскогубцами сдавливаем верхнюю часть экрана, чтобы она стала тоньше

Четвёртый шаг: изготовление рамки экрана и верхней сетки радиатора

По поводу переднего большого экрана я не стал слишком задумываться. Решил просто сделать обрамление из профиля-карниза по боковинам и верхней части. Нижнюю можно было в расчёт не брать – форма переднего экрана такая, будто внизу уже есть рейка.

Измерив рёбра, я сделал на боковинах профиля надрезы в форме треугольника и согнул его буквой «П» так, чтобы он одевался на передний экран сверху. Как я уже говорил, профиль сел на металл очень плотно, поэтому никаких дополнительных креплений здесь не потребовалось. И вот здесь стоит вспомнить о том, что я говорил вначале – я пожалел, что не приобрёл больше сетки. Намного интереснее смотрелось, если бы сетка была размещена по всей площади экрана, заходя под профиль (тогда его нужно было бы немного разогнуть). Особенный вид такой батарее (задумка на будущее) можно придать, если выкрасить сам радиатор в белый цвет, а сетку, к примеру, в чёрный или золотистый. Здесь уже дело вкуса и общего дизайна помещения. Но в моём случае уже поздно было что-то менять.

Рамка из профиля-карниза встала очень плотно
Рамка из профиля-карниза встала очень плотно

Изготовление верхней сетки радиатора

Рамка для верхней сетки радиатора была изготовлена из того же профиля. Её можно было собрать из четырёх или двух частей, но я решил, что лучше немного усложнить задачу и собрал её цельной, с одним соединением. После того, как в рамку будет вставлена сетка, соединение можно зафиксировать маленькими шурупами или даже клеем из термопистолета, что значительно проще. Предупреждая высказывания скептиков, скажу, что термоклей (полиэтилен) не расплавится даже при максимальном нагреве батареи – это уже проверено.

Внутри рамки я вставил две поперечные перемычки, которые легли точно на боковые стенки корпуса радиатора. Это необходимо для того, чтобы крышка не смещалась в стороны.

Предварительно можно оценить внешний вид будущего отреставрированного радиатора
Предварительно можно оценить внешний вид будущего отреставрированного радиатора

Теперь настал черёд сетки. Она была вырезана по размерам и вставлена внутрь рамки, после чего снизу были закреплены поперечины. Поначалу у меня даже появилась мысль вообще её не красить в белый цвет, но после я решил, что это может немного испортить внешний вид, поэтому было решено придерживаться первоначального плана.

После того, как сетка встала на место, а поперечины установлены на нужном от края расстоянии, вся крышка была окрашена в белый цвет. Я выполнял эту работу при помощи аэрозольного баллончика. Обращаю внимание начинающих – не стоит работать с подобной краской без маски или респиратора. В идеале – производить такие работы на открытом, продуваемом пространстве. Конечно, выполняя ремонт, не всегда получается следовать этому правилу, но максимально себя обезопасить от вредных паров всё же стоит. Второй момент – это то, что разлетающиеся частицы могут испортить внешний вид стен или пола. Не думаю, что подобный результат кому-то понравится. В моём случае всё было проще – гараж у меня находится неподалёку от дома. Там я и выкрасил верхнюю решётку.

Собираем решётку, после чего покрываем её белой краской
Собираем решётку, после чего покрываем её белой краской

Окраска самого радиатора отопления

А вот с радиатором такой номер не пройдёт, на улицу его вынести не получится. Значит нужно принять все необходимые меры, чтобы не испачкать пол и стены при его окрашивании. Я долго думал, каким образом лучше наносить краску. С одной стороны кисть более безопасна в смысле аккуратности. Если соблюдать меры предосторожности, можно быть уверенным, что выполненный перед этим ремонт не пострадает. С другой стороны, более ровный слой краски получается именно при использовании аэрозольного баллончика. В итоге победил второй вариант. Всё-таки такой краской я работал, в общих чертах знаю, как лучше держать баллон, куда направить. Ну а стены и пол вблизи радиатора я просто закрыл газетами и зафиксировал их малярным скотчем.

Хочу обратить внимание вот на что. Все покрасочные работы радиаторов или труб отопления нужно производить только в тёплое время года. Можно полностью открыть окна и ядовитые пары краски моментально выдует сквозняком. А зимой мало того, что окна не открыть, так ещё и батареи греют, что увеличивает концентрацию вредных веществ в замкнутом помещении.

Стены и пол были оклеены газетами, закреплёнными малярным скотчем
Стены и пол были оклеены газетами, закреплёнными малярным скотчем

Сборка: устанавливаем окрашенную сетку сверху и любуемся полученным результатом

Дождавшись, когда радиатор отопления и верхняя сетка полностью высохнут, я установил крышку. Главное, делать это аккуратно, неокрепшая краска на боковых стенках может задраться. Конечно, если с момента покраски не прошло двое-трое суток. Я собрал батарею через час после нанесения покрытия. Нужно отметить, что получилось вполне приемлемо, с прежним радиатором не сравнить. И снова я подумал о том, как хорошо бы смотрелась сетка на переднем экране, выкрашенная в другой цвет. Ну что ж, впредь буду умнее.

Устанавливаем крышку на обновлённый радиатор отопления
Устанавливаем крышку на обновлённый радиатор отопления
И вот что получилось в итоге
И вот что получилось в итоге

Заключительное слово

Обновлённый радиатор ни в какое сравнение не идёт с тем, что было раньше. Ведь даже если бы я его разрисовал всеми цветами, не выполнив этих работ, ничего толкового из него бы не вышло. Ну а по времени вся работа заняла не более трёх часов, плюс час на просушку. И я совершенно уверен, что этот вариант намного лучше, чем приобретение и установка новых батарей. При этом, ещё неизвестно, какова будет их теплоотдача. В своих же радиаторах я уверен, проверено временем. К тому же, я не понимаю ценовой политики производителей приборов отопления, откуда берутся такие цифры? Конечно, это моё сугубо индивидуальное мнение и оно не обязательно совпадёт с другими. Но я уверен, что многие его полностью разделяют.

Буду рад, если кому-то пригодится мой опыт, а сегодняшняя статья поможет сэкономить на радиаторах отопления при производстве ремонта в квартире или частном доме. Очень интересно мнение читателей по данному вопросу. Стоит ли заниматься подобной реставрацией или лучше сразу сдавать старый радиатор на металлолом? А может быть, у кого-то есть иные мысли о том, как придать батарее отопления обновлённый вид, чтобы она вписалась в любой интерьер. Буду ждать от вас как положительных, так и отрицательных отзывов. Если понравилась статья, не забудьте поставить «лайк». Всем удачи!

Редакция Homius приглашает домашних мастеров и умельцев стать соавторами рубрики «Истории». Полезные повествования от первого лица будут опубликованы на страницах нашего онлайн-журнала.

ФОТО: Евгений Мальцев

Предыдущая
ИСТОРИИУдачные идеи использования обрезков древесины на даче от читателя Homius
Следующая
ИСТОРИИВодосток и солнечный коллектор из пластиковых бутылок