Любое строение в качестве обязательного элемента имеет крышу. Пожалуй, сначала появилась крыша в виде широкого листа пальмы, под которым можно было спрятаться от тропического ливня, затем подпорки-стены, и потихоньку человек научился строить здания, которые получали разное функциональное назначение. Пришло время, и люди начали строить гаражи. И сейчас односкатная крыша для гаража является оптимальным архитектурно-строительным решением для любых построек хозяйственного назначения.

Варианты односкатной крыши гаража

Различие вариантов проявляется в конструктивных решениях и пропорциях. Гаражи для маленького «Запорожца» и большой «Тойоты» внешне могут быть очень похожи, но большие размеры второго требуют соответствующих конструктивных решений.

Гараж можно построить деревянный, по конструктивным решениям и технологии строительства дачных хозяйственных построек. Можно смонтировать каркас из металлического профиля и обшить его железным листом, например профнастилом. И можно построить солидное сооружение с кирпичными или блочными стенами, чердачной зоной и крутой крышей. Конечно, эти постройки будут различаться и по трудоёмкости строительства, и по стоимости.

Односкатная крыша для гаража
ФОТО: krovgid.com
Односкатные крыш – общий вид и простой чертёж

Устройство

Конструкция любой односкатной крыши состоит из стропильной системы, кровельного покрытия и дополнительных элементов, которые усиливают стропильную систему. Стропила воспринимают все нагрузки, которые действуют на крышу. На них крепится обрешётка, а на неё – кровля. Там же размещаются изоляционные материалы, защищающие деревянные конструкции от влаги и уменьшающие потери тепла.

По верхнему краю кирпичных стен укладывают балки сечением 100 х 50 мм, на балки настилается обрешётка из досок (лучше из обрезных). По обрешётке стелется гидроизоляция, например рубероид. Поверх гидроизоляции укладывается кровля. В качестве кровельного материала можно использовать профнастил, шифер, черепицу или металлочерепицу, рубемаст, рубероид, толь. Самый стойкий вариант – металлический профнастил, он может прослужить 30–40 лет. Черепицу или металлочерепицу кладут обычно на солидные гаражи. Рулонные материалы легко укладываются, современные версии имеют срок службы 30–40 лет.

Само здание гаража строится либо по каркасной, либо по капитальной технологии. Первая интересна тем, что узлы каркаса изготавливаются в заводских условиях, а на площадке их просто нужно собрать вместе и свинтить (сварить).

Элементы конструкции односкатной крыши
ФОТО: krovlyaikrysha.ru
Элементы конструкции односкатной крыши

Проектирование

Любое строительство (даже гаража) нужно начинать с разработки строительного проекта. А любой проект начинается с разработки технического задания (ТЗ). Структура ТЗ регламентируется государственными стандартами (ГОСТами). Несмотря на то, что обсуждается стройка не государственного объекта, а частного, работы следует выполнять в соответствии с проверенными методиками и правилами. Если стройка заказывается стороннему подрядчику, то принимать её заказчик должен по согласованному и утверждённому ТЗ – так легче разрешать конфликтные ситуации.

В техническом задании определяется цель работы, основные технические характеристики, размеры, формулируются требования к условиям эксплуатации, применяемые материалы. Если исполнитель сторонний, то прописывается поэтапный график выполнения работ и сроки полного окончания.

Определение угла наклона

Угол уклона кровли к горизонту определяется различными факторами, основными из которых являются ветровая и снеговая нагрузка. В разных регионах снеговые нагрузки очень различаются, иногда это сотни килограммов. Из практических соображений угол наклона скатов не делают менее 12°, а из соображений перестраховки его увеличивают до 20°. Тем самым увеличивают чердачное пространство.

Исходные данные для расчетов – длина гаража (D), его ширина (L), планируемое направление ската кровлиФОТО: kamburg.ru
Исходные данные для расчетов – длина гаража (D), его ширина (L), планируемое направление ската кровли
Диаграмма зависимости угла ската от линейных размеров крышиФОТО: krysha-expert.ru
Диаграмма зависимости угла ската от линейных размеров крыши

Длина стропильных ног

Длину стропил считать слишком сложно, и такая точность в случае строительства гаража не требуется. Разумнее всего просто померять нужное расстояние верёвкой или рулеткой: один конец приложить к краю низкой стены, а второй – к возвышению на противоположной стене. И к полученному результату прибавить длину свеса. А его делать примерно 20 см.

Правила расчёта стропильной системы

Стропильная система собирается на основе стропильных ферм, которые обладают прочностью на прогиб значительно большей, чем простая балка. Они собираются в заводских условиях и привозятся на стройку в готовом для установки виде.

Стропильная ферма и её установкаФОТО: belhouse.net 
Стропильная ферма и её установка

Правила расчёта регламентируются СНИПом «Нагрузки и воздействия». Характеристики кровельных материалов, приведённые в документе, определены в результате многочисленных прочностных испытаний. Документ рекомендует углы наклона кровли для разных кровельных покрытий.

  • мягкий материал – от 5° до 20°;
  • профлист– от 8° до 20°;
  • металлс фальцевым соединением – от 18° до 30°;
  • шифер– от 20° до 50°;
  • металлочерепица– от 30° до 35°.

Нужно понимать, что увеличение угла наклона крыши облегчает условия для сползания снега, но увеличивает парусность и ветровую нагрузку. Прочность стропильной системы повышается усложнением её конструкции. Увеличение толщины бруса не даст такого эффекта.

Варианты конструкции стропильной системы, повышающие её прочностьФОТО: m-strana.ru
Варианты конструкции стропильной системы, повышающие её прочность

Степень сложности стропильного каркаса

Стандартная стропильная система имеет общепринятые названия своих деталей (см. рис.).

Основные детали стандартной стропильной системыФОТО: stroyday.ru
Основные детали стандартной стропильной системы

Сами стропила, или стропильные ноги, формируют скаты крыши. Мауэрлат – это деревянный брус, который закреплён на стенах строения, а на нём фиксируются нижние части стропильных ног. Коньком называется стык каркасов двух скатов, односкатная крыша конька не имеет. На стропила монтируются рейки, называемые обрешёткой. Подпорные элементы связывают все детали системы в единую конструкцию. Большое количество конструктивных элементов усложняет каркас, повышает трудоёмкость его изготовления, но увеличивает его прочность и сопротивляемость внешним воздействиям.

Упрощённая схема воздействия на крышу ветровой нагрузкиФОТО: stroyday.ru
Упрощённая схема воздействия на крышу ветровой нагрузки

Вид выбранного кровельного покрытия тоже влияет на конструкцию каркаса, потому что различные покрытия имеют разный вес. И нужно обеспечить надёжное крепление покрытия на скате крыши.

Если строитель не гонится за повышенной прочностью своего строения (стоит его гараж в закрытом от ветров месте, снега зимой выпадает мало и т. п.), то он может построить простейшую конструкцию и потратить на неё минимум средств (см. рис.).

Каркас будущего простейшего гаражаФОТО: krysha-expert.ru
Каркас будущего простейшего гаража

Как выбрать строительный материал

Стропильную систему обычно делают из дерева.

Стропильная система

Дерево для стропил должно обладать высокими техническими характеристиками.

Древесину берут не ниже 3 сорта, стараются, чтобы поменьше было трещин и сучков. Несущие детали делают делаются из дерева толщиной от 5 см, площадью от 40 см2.

Хвойные доски берут длиной до 6,5 м, а лиственные – до 4,5 м.

Прогоны, подушки и мауэрлат надо делать из твёрдых лиственных пород. Их обрабатывают антисептиком.

Кровельное покрытие

Кровельные материалы существуют самые разнообразные – твёрдые, мягкие, рулонные, листовые, металлические, керамические и пластиковые. Каждый строитель сам принимает решение, какой использовать. Долговечность кровли практически из любых современных материалов составляет 20–40 лет. Стоимость, естественно, тоже разная. И технологии укладки кровли разные, но освоению поддаётся любая.

Как сделать односкатную крышу гаража своими руками

Технология строительства плоской односкатной крыши доступна любому мужчине.

Необходимые инструменты

Для работы потребуется пара молотков разной величины, киянка, плоскогубцы, гвоздодёр, ножницы для резки железного листа, нож для резки мягкой кровли, рулетка, строительный уровень. Для работы с деревом нужна ножовка по дереву.

Монтаж элементов

Новичкам рекомендуется вести монтаж в два этапа. Сначала все заготовленные детали выложить на месте будущего монтажа в том порядке, как они будут расположены в окончательной комбинации. При этом можно увидеть, всё ли заготовлено и как соединяющиеся детали подходят одна к другой. Замеченные недочёты можно исправить. После этого можно вести окончательный монтаж – соединять детали одна с другой. Соединения выполняются на гвоздях, на болтах или саморезах (в соответствии с проектом).

Стропильная система

Стропильные ноги поочерёдно укладываются на свои места и прочно закрепляются.

Обрешётка

Поверх стропил укладывается обрешётка из досок или из реек.

Финишная отделка

И уже поверх обрешётки настилается кровля.

Эксплуатация и обслуживание

Эксплуатация гаража состоит в том, что в него загоняется автомашина, и там она проводит свободное от поездок время. А хозяин её осматривает, что-то подтягивает и подвинчивает, подливает разные жидкости. Нужно внимательно следить за тем, чтобы в гараже не создавалась пожароопасная ситуация и не протекала крыша. И не замусоривать дорожку к выездным воротам гаража, чтобы в любой момент можно было безопасно выехать. Если в строении имеются металлические детали, надо следить за несанкционированным появлением коррозии, очищать её и закрашивать повреждённое место.

Ремонт

Объём и содержание ремонта зависят от характера и размера повреждений. Конечно, ураганный ветер может сорвать крышу или в сильный снегопад крыша проломится. В этих случаях ремонт немного отличается от нового строительства, и с ним справится любой хозяин.

Заключение

Гараж на даче – это элемент усадьбы, причём очень нужный. И строить его нужно не как времянку, а на долгие годы. Можно, конечно, построить дворец для авто, а можно и экономичный вариант. Главное, чтобы он выполнял предназначенные ему функции.

Предыдущая
ПостройкиСмотровая яма в гараже своими руками
Следующая
ПостройкиВарианты изготовления полок в гараж своими руками: как сделать всё удобно и красиво