Лето уже практически вступило в свои права, и любители активного отдыха потянулись на природу. Конечно, длительные походы привлекают не всех, однако с каждым годом людей, желающих выбраться из душных мегаполисов, прибавляется. Но без современных гаджетов, к которым все привыкли, и здесь порой не обойтись. Они нужны хотя бы для того, чтобы определить своё местоположение и выбраться из леса, если вдруг заблудился. Сегодня мы расскажем о том, как своими руками собрать портативную зарядку, которая выручит там, где нет возможности подключиться к электросети. 

Портативная зарядка для телефона

Из чего изготавливают портативное зарядное устройство для гаджета

Внешние аккумуляторы (Power Bank) – довольно удобная вещь. Их проблема лишь в том, что они имеют определённый ресурс, после исчерпания которого, устройство совершенно перестаёт держать заряд. Именно поэтому я озаботился вопросом, а почему бы не сделать своими руками портативное зарядное устройство, в которое можно установить простые элементы питания. Ведь в этом случае, их можно просто заменить. Портативной батареи не всегда хватало на всё время походов (обычно, это не меньше недели). 

 Основные детали для работы:

  • автомобильное зарядное устройство с гнездом USB;
  • металлическая коробочка из-под конфет (можно подобрать другой корпус);
  • микровыключатель, снятый со старого кассетного плеера;
  • небольшие отрезки проводов;
  • батарейки «Крона» (одна новая, одна использованная).

Конечно же, в работе использовался паяльник, а также термопистолет с клеевым стержнем.

Материалы, использованные в изготовлении портативного зарядного устройства
Материалы, использованные в изготовлении портативного зарядного устройства

Делаем контактную планку для батарейки «Крона»

Питающим элементом выступает батарейка на 9 В. Но для того, чтобы её подключить, необходима контактная планка. Хорошо, если есть игрушка, которая работала от подобного элемента, тогда и изготавливать ничего не нужно. Но если такой детали нет, то её можно легко сделать из старой «Кроны», которая уже разряжена. Для этого демонтируем с батарейки верхнюю пластину с контактами. Она и послужит нашему делу. Оставшуюся часть «Кроны» можно утилизировать, больше с неё взять нечего. Перевернув платформу, следует тщательно обработать контакты паяльной кислотой или флюсом. Также для этих целей можно использовать канифоль. Но если вдруг никаких реактивов для пайки под рукой не оказалось (так бывает), а неподалёку есть хвойный лес, то в качестве канифоли можно использовать сосновую или еловую смолу. Она обладает теми же свойствами и неплохо заменяет флюс.

Контакты тщательно обрабатываются паяльной кислотой, канифолью или флюсом
Контакты тщательно обрабатываются паяльной кислотой, канифолью или флюсом

После обработки можно приступать к пайке проводов. В это же время стоит включить термопистолет, чтобы он разогрелся. Этот инструмент нам понадобится сразу после завершения пайки. Лучше всего, если используемые провода будут отличаться по цвету – так будет проще сохранить полярность при соединении контактной платформы с печатной платой зарядного устройства. В моём случае первыми под руку попались жёлтый и оранжевый провод. Я не выбирал определённый цвет для плюсовой или минусовой клеммы. Уже впоследствии посмотрел, что «плюс» оказался жёлтым, а «минус» оранжевым.

Припаиваем провода к контактной платформе, сделанной из старой батарейки
Припаиваем провода к контактной платформе, сделанной из старой батарейки

Оставалось лишь заизолировать получившуюся контактную платформу для того, чтобы не произошло замыкания в коробке – всё-таки алюминий является хорошим проводником. Изначально планировал надеть на планку какой-нибудь чехольчик, но впоследствии отказался от этой мысли. Более простым показалось использование термоклея, которым и была обильно покрыта площадка так, чтобы не заизолированными оставались лишь контакты, которые подключаются к батарее. После того, как клей застынет, можно примерить планку к батарейке. Здесь нужно определиться с цветами жил, которые от неё идут. Также пришла пора разобрать автомобильное устройство и извлечь из него печатную плату. На ней полярность определить очень легко – плюс здесь идёт центральным. В моём случае, это впаянная в печатную плату пружина. Поэтому второй контакт, идущий на боковые скобы, будет минусом.

Примеряем получившуюся платформу к батарее, отмечая для себя, какой цвет провода от какой клеммы идёт
Примеряем получившуюся платформу к батарее, отмечая для себя, какой цвет провода от какой клеммы идёт

Теперь можно прикинуть, как будет выглядеть собранная схема. Для этого раскладываем детали на столе. При этом можно примерно определить необходимую длину проводков. Особенно это важно, если для корпуса выбрана небольшая коробочка, в которой не будет достаточного для излишков кабеля места. Если же корпус довольно вместителен, чрезмерно удлинённые провода можно впоследствии уложить внутри него, закрепив, чтобы они не болтались внутри.

Прикидываем, как в итоге будет выглядеть схема портативного зарядного устройства
Прикидываем, как в итоге будет выглядеть схема портативного зарядного устройства

Приступаем к основной работе: коммутация будущего зарядного устройства

Для начала необходимо припаять минусовой провод, который будет идти напрямую к печатной плате. Для этого выпаиваем боковой контакт, а вместо него подцепляем оранжевый провод, идущий от платформы для подключения батарейки. При этом (для тех, кто не сталкивался с пайкой печатных плат), после того, как провод удалён, гнездо, в котором он располагался, останется закрытым припоем. Нужно прислонить облужённый провод к «замазанному» отверстию и, при несильном давлении на него, прогреть место соединения паяльником с обратной стороны. Припой растопится, и зачищенная часть пройдёт насквозь печатной платы. После этого останется лишь добавить немного олова и пропаять контакт более качественно.

Припаиваем провод, идущий от минуса батарейки напрямую к печатной плате автомобильного зарядного устройства
Припаиваем провод, идущий от минуса батарейки напрямую к печатной плате автомобильного зарядного устройства

Подобным образом, немного прогрев контакт, удаляем пружину. На её место припаивается отдельный отрезок жёлтого провода. Получается следующее – минус соединён напрямую, а плюс оказывается разорванным.

Пайка микровыключателя, размыкающего цепь

Именно в разрыв жёлтого (плюсового) провода устанавливается выключатель. Однако перед тем, как его припаять, стоит проверить, в каком положении он работает на замыкание. Проблема подобных элементов в том, что часто его контакты отгорают. Особенно это касается выключателей с тремя положениями. Вполне возможно, что работать на замыкание цепи он будет только в одном. Поэтому нужно понять, к каким его контактам припаивать плюсовой провод, чтобы впоследствии не переделывать работу заново.

Припаиваем микровыключатель, после чего схема готова к первичной проверке
Припаиваем микровыключатель, после чего схема готова к первичной проверке

После того, как схема полностью собрана, можно подключить батарею и проверить её работоспособность. Очень удобно, если на автомобильном зарядном устройстве есть светодиод-индикатор, который покажет наличие напряжения в цепи. Если же его нет, можно попробовать подключить к получившемуся устройству любой гаджет. Убедившись, что всё функционирует, можно приступить к укладке оборудования в корпус.

Подготовка корпуса к размещению в нём элементов собранной схемы

Для начала понадобится вырезать из пластиковой бутылки подложку. Не стоит забывать о том, что металл проводит ток, а значит, если прислонить к незащищённой поверхности печатную плату, все её контакты попросту перемкнутся. Если же в качестве корпуса выбрана пластиковая коробка, подобные предосторожности излишни.

Вырезаем диэлектрическую подложку из пластиковой бутылки
Вырезаем диэлектрическую подложку из пластиковой бутылки

Кроме того, на этом этапе следует прорезать в боковой части коробки отверстия для микровыключателя и гнезда для подключения USB-провода, через который будет заряжаться телефон, смартфон или фотоаппарат. Эта работа может доставить определённые проблемы. Для того, чтобы алюминиевая коробка не помялась, необходимо плотно уложить внутри деревянные рейки, после чего снаружи прорезать металл при помощи канцелярского ножа. Если бруски уложены достаточно плотно, деформация алюминию не грозит.

Начинаем укладку элементов портативного зарядного устройства

Первым делом внутри корпуса укладывается печатная плата от автомобильного зарядного устройства. Она фиксируется при помощи термоклея. Остывает он довольно быстро, а значит, долго держать плату в нужном положении не придётся. На термоклей крепится и микровыключатель. Все соединения корпуса с деталями следует качественно промазать. В последнюю очередь укладываются излишки провода, которые фиксируются аналогичным образом. Единственная часть, которая остаётся подвижной – это контактная платформа батарейки. Это делается для того, чтобы «Крону» было удобно заменить по мере необходимости.

Все элементы, за исключением контактной платформы, крепятся внутри корпуса на термоклей
Все элементы, за исключением контактной платформы, крепятся внутри корпуса на термоклей

Окончательная подготовка портативного зарядного устройства к работе

После того, как термоклей остынет, можно подключать батарейку к контактной платформе и закрывать крышку корпуса. В нашем случае, в коробке из-под конфет рядом с «Кроной» осталось достаточно места для запасного элемента питания, который я также уложил. Теперь уверенности в том, что энергии мне хватит на весь поход, прибавилось. Но здесь нужно быть внимательным. Если корпус металлический, имеет смысл обклеить борта внутри изолентой. В противном случае, запасная батарейка при ходьбе может сдвинуться и соприкоснуться с алюминием обоими контактами. Это, в свою очередь, приведёт к замыканию и выходу «Кроны» из строя. В результате, владелец, понадеявшись на то, что возможность зарядить свой гаджет у него есть, останется без связи. Восстановить испорченную замыканием батарейку уже не удастся.

Одна батарейка подключена, вторая уложена на запас – можно приступить к испытаниям
Одна батарейка подключена, вторая уложена на запас – можно приступить к испытаниям

Подключение гаджета к портативному зарядному устройству

После того, как крышка закрыта, подключаем USB-разъём провода к зарядному устройству, а второй его конец соединяем с гнездом телефона. После перевода микровыключателя в положение «вкл», зарядка начинает поступать на гаджет. Количество циклов будет зависеть от ёмкости батареи смартфона и качества используемой «Кроны». Если говорить о средних значениях, то аккумуляторная батарея ёмкостью 2000 мА·ч может быть полностью заряжена 2-3 раза (при использовании одной «Кроны»).

Гаджет подключен, и на его экране видно, что зарядка от портативного устройства поступает
Гаджет подключен, и на его экране видно, что зарядка от портативного устройства поступает

После того, как устройство будет полностью заряжено, необходимо отключить провод, а также перевести тумблер в положение «выкл». Если этого не сделать, то светодиод, присутствующий на печатной плате от автомобильного устройства, очень быстро разрядит батарею.

После зарядки телефона тумблер устройства следует отключить
После зарядки телефона тумблер устройства следует отключить

В заключение

Подобное портативное зарядное устройство (не путать с внешним аккумулятором) может оказаться незаменимым именно в длительных походах. Причиной тому является возможность быстрой замены питающего элемента при его разряде. Внешний аккумулятор или Power Bank этого не позволяет, а значит, полностью разрядившись, он будет лежать в рюкзаке бесполезным мёртвым грузом. Здесь же можно взять в дорогу несколько батареек, что значительно увеличит ресурс собственноручно собранного портативного зарядного устройства. Надеемся наш обзор стал полезен не только любителям активного отдыха, но и другим людям, которые часто ездят в поездах или автобусах.  Обязательно оставьте комментарий, получилось ли у вас соорудить нечто подобное. 

Предыдущая
DIY HomiusВот это фокус: уникальность технологии двойного открытия дверцы в духовках от Samsung
Следующая
DIY HomiusУдивительное рядом: 9 способов использования старых вилок и ложек